История

Краткий исторический очерк

Абхазия, согласно последним научным данным, была заселена людьми 1 200 000 – 1 000 000 лет назад. Крупнейшей стоянкой на территории бывшего СССР была Яштухская стоянка близ Сухума (св. 70 га). Люди современного типа (homo sapiens) появляются в Абхазии 40 – 35 тыс. лет назад. Другой эталонной стоянкой каменного века в Абхазии является поселение Кистрик, на западной окраине г. Гудаута – крупнейшая неолитическая стоянка на Кавказе. В Абхазии рано освоили металлургию (цветную и черную). Кстати, по сведениям «отца истории» Геродота, первыми, кто научился выплавлять железо были халибы, которых отождествляют с хаттами, одними из предков абхазов. В конце эпохи камня – начале освоения металлов складывается пракавказская общность, из которой затем выделились носители кавказских языков (абхазы, адыги, дагестанцы, нахи). В восточных клинописях предки абхазо-адыгов упомянуты под этнонимами абешла, кашки, хатты.

В VI в. до н. э. на берегах Кавказа возникают греческие города. Крупнейшим античным городом на территории Абхазии была Диоскуриада, основанная выходцами из Милета на берегу Сухумской бухты. Археологами найдено немало предметов раннеантичного времени, часть из которых можно увидеть в Сухумском музее. Рынки и продукция мастеров из Диоскуриады были широко известны в греческом мире. Предки абхазов известны были грекам как колхи и гениохи. Большой известностью пользовались гениохи-камариты, мореходы и пираты.

С I в. до н. э. Абхазия, как и весь Западный Кавказ, попадает в сферу Влияния Рима, а затем Византии. В римско-византийскую эпоху Абхазию и сопредельные территории населяют апсилы, абасги, саниги и миссимиане, имевшие по свидетельствам античных авторов собственных царей. Римляне же довольствовались здесь наличием своих опорных пунктов Себастополиса, Питиунта, Зиганиса и др.

С I в. н. э. в Абхазии начинает распространяться христианство. Согласно церковным преданиям первыми проповедниками были апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Причем Кананит остался в Абхазии и вскоре принял мученическую смерть от римских легионеров. Грот, в котором жил святой апостол, место его гибели и захоронения находятся в Новом Афоне (согласно преданиям). Несколько позднее Абхазия становится одним из мест ссылки христиан, что приводит к созданию здесь христианской общины во главе с епископом. На Первом Вселенском Соборе в г. Никея (325 г.) принимал участие питиунтский епископ Стратофил.

В качестве официальной религии, христианство было принято абхазами в царствование императора Юстинана I в первой половине VI в. По свидетельству византийских историков Прокопия Кесарийского и Агафия Миринейского в середине VI в. вспыхнули антивизантийские восстания у абасгов и миссимян. В то же время, как свидетельствуют византийские источники во времена Юстиниана Себастополис (Сухум) «по красоте и величию превратился в самый замечательный город».

К памятникам ранневизантийской церковной архитектуры относится Драндский собор. По сведениям грузинских исторических хроник в 737 г. на Кавказ обрушилось огромное арабское войско под предводительством Мурвана Кру (Глухого). Картлийские (восточногрузинские) правители Мир и Арчил не смогли оказать сопротивления и бежали в Абхазию, где укрылись у правителя Абасгии Леона I в Анакопии (новый Афон). Арабское войско потерпело сокрушительное поражение под Анакопией и вынуждено было отступить. После такой победы Леон объединяет всю Абхазию, тем более, что правитель Апсилии Евстафий попал в плен к арабам и в 740 г. казнен за отказ перейти в ислам. Св. Евтафий Апсилийский считается покровителем Абхазии.

В 786 г., Леон II, племянник Леона I, воспользовавшись ослаблением Византийской империи и, воспользовавшись помощью Хазарии, (он был внуком хазарского царя) провозглашает независимое Абхазское царство. Незадолго до этого Леон присоединил к Абхазии Западную Грузию. За время своего существования Абхазское царство (конец VIII – середина XIII вв.) стало доминирующей силой на Южном Кавказе подчинив себе все земли между Черным и Каспийским морями. Ко времени Абхазского царства относятся такие

замечательные памятники архитектуры, как Моквский, Илорский, Афонский, Лыхненский, Пицундский и др. храмы, замок Баграта, Лыхненский дворец, Беслетский мост и т.д.

В XIII в. Абхазское царство подверглось нашествию монголов, что привело к его распаду (1259 г.). Впоследствии дробление на отдельные царства и самостоятельные княжества продолжилось, в результате чего на территории Абхазии сформировалось Абхазское княжество во главе с князьями Чачба (Шервашидзе).

В кон. XIII – нач. XIV вв. на берегах Абхазии возникают торговые поселения генузцев – жителей итальянского горада Генуя, ведших посредническую торговлю с Востоком. Центром итальянских поселений на Кавказе был Севастополис или Сан-Себастьян (Сухум). К числу факторий в Абхазии также относятся Какари (Гагра), Пецонда (Пицунда), Каво ди Буксо (Гудаута), Никоффа (Новый Афон), Таманса или Сан-томмазо (Тамыш) и др. Таким образом, Абхазия, вплоть до XV в. сохраняла довольно активные торгово-экономические связи с Европой. К сожалению, в это время возрождается работорговля. Большая часть рабов продавалась на Ближний Восток, где в это время существовало государство мамлюков – воинов-рабов, выходцев с Кавказа, некоторая часть продавалась в Европу.

Со второй половины XV в. на обладание Кавказом претендует Османская империя. Чтобы закрепиться в Абхазии турки в 1574 г. оставляют свой гарнизон в Сухуме, правда, пробыл он здесь недолго. Тем не менее, все чаще среди абхазов (по-турецки – абаза) встречаются мусульманские имена, а также наблюдается отходничество в Турцию. Так турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби отмечает, что в Стамбуле живет много абаза. Своих детей, по достижении определенного возраста они отправляю на родину, где те получают традиционное воспитание, после чего возвращаются к родителям. Он пишет, что многие абхазы, живущие в Турции, достигли высокого положения, занимали высшие должности в Османском государстве. Что касается собственно Абхазии, то Э. Челеби пишет, что абхазы весьма многочисленны и склонны к мусульманству, хотя затем отмечает, что Корана они не знают. Вообще, ислам укореняется в Абхазии лишь во второй половине XVIII в. В 1724 г. турки возводят Сухум-Кале (Сухумскую крепость). Среди сельскохозяйственных культур, внедренных турками в Абхазии надо отметить кукурузу и фасоль, ставшие основой традиционной пищи местного населения. Что бы укрепиться на Кавказе и, в частности, в Абхазии Турция всячески поддерживала межэтническую вражду и внутренние усобицы, что сильно тормозило социально-экономическое и политическое развитие кавказских народов. Страшным злом для населения Кавказа сала работорговля, принявшая при турках колоссальные масштабы.

С 80-х гг. XVIII в. владетельным князем Абхазии становится Келешбей Чачба (Шервашидзе). Умный, отличавшийся сильной волей владетель при поддержке свободных крестьян и мелкого дворянства сумел подавить своеволие крупных феодалов и объединить страну. Укрепив свою власть Келешбей стал стремиться к освобождению от турецкой зависимости. В поисках союзников он обращался даже к наполеоновской Франции, вел переписку с Талейраном, но самое пристальное внимание обращал на сближение с Россией. В 1806 г. он обращается к императору Александру I с «просительными пунктами» о принятии под российское покровительство. Тогда же он открыто объявляет о разрыве отношений с Турцией, а чуть позднее принимает сторону России в начавшейся русско-турецкой войне 1806 – 1812 гг. 2 мая 1808 г. Келешбей был убит в Сухуме. Есть несколько точек зрения, кто был организатором убийства абхазского владетеля — Турция или русское командование на Кавказе (с которым у Келешбея были давние трения) и мингрельские владетели. Но, наверно можно констатировать, что независимый в своих решениях, самостоятельный Келешбей был помехой в планах противоборствующих держав.

Потерпевший поражение в борьбе за власть со старшим братом Асланбеем второй сын Келешбея Сафарбей (в крещении Георгий) бежит в Мингрелию откуда в августе 1808 г. пишет «просительные пункты» Александру I о признании его владетелем Абхазии и принятии в русское подданство. 17 февраля 1810 года Александр I подписывает «просительные пункты» Георгия (Сафарбея) Чачба-Шервашидзе. Этот день считается датой официального присоединения к России. Но, в реальности это был длительный процесс, растянувшийся более чем на полвека. Даже утверждение Георгия в Абхазии произошло не сразу. Понадобился штурм Сухумской крепости русским десантом (10 июля 1810 г.) и бегство Асланбея, чтобы он вернулся на родину. Хотя Асланбей предпринял несколько попыток вернуть власть, возглавлял восстания 1821 и 1824 годов, но сделать этого ему не удалось.

Большую часть существования полуавтономного Абхазского княжества в составе Российской империи ее владетелем был второй сын Георгия (Сафарбея) Михаил (Хамудбей), утвержденный Алесандром I в начале 1823 г., после скоропостижной смерти старшего брата Дмитрия. Усиление русского военного присутствия в Абхазии (были построены военные укрепления в Гагре, Пицунде, Бамборе, Цебольде, Илоре которые вошли в Черноморскую береговую линию) приводит к усилению власти владетельного князя, которой на долгие годы становится опорой царизма в регионе. Он получает звания генерал-лейтенанта и генерал-адьютанта, становится кавалером множества орденов. Укреплялась и личная власть владетеля. «Правительство баловало Михаила, награждая его и всех, кого он желал, без суда отправляло в ссылку тех, кто казался ему вредным. Благодаря этой поддержке, власть князя Шервашидзе, прежде весьма шаткая и неопределенная стала вполне неограниченной» — писал позднее Кавказский наместник вел. князь Михаил Николаевич. Его заветной мечтой было объединить все Черноморское побережье Кавказа на северо-запад от Абхазии под своей властью (конечно в рамках российской государственности). С этой целью он участвовал, часто и возглавлял их, в военных действиях и карательных экспедициях не только внутри Абхазии (Цебельдинская экспедиция 1837 г., подавление восстания 1840 г., Дальская экспедиция походы на Псху и др.), но и за ее пределами. Понимая, однако, что окончание Кавказской войны, будет и его политическим концом, М. Г. Чачба-Шервашидзе побуждает горцев Северо-Западного Кавказа к объединению. И, хотя при этом Михаил советовал убыхам и садзам сложить оружие, при условии сохранения их на родной земле, власти не простили эму этого. Едва завершилась Кавказская война (21 мая 1864 г. на Красной поляне (абх. Губаадвы) был проведен парад войск в честь ее окончания) и в июне 1864 г. было объявлено об упразднении Абхазского княжества и создании Сухумского военного отдела. Сам бывший владетель еще некоторое время находился в Абхазии, но затем был сослан в Воронеж, где и скончался весной 1866 г.

Все войны, карательные экспедиции, восстания приводили к массовому оттоку коренного населения в пределы Османской империи (махаджирство). После завершения Кавказской войны большая часть населения Западного Кавказа было вынуждено переселиться в Турцию. Эту трагическую судьбу разделили практически все убыхи и садзы.

Нежелание властей считаться с особенностями социального быта абхазов в котором отсутствовало крепостное право привело к мощному Лыхненскому восстанию 1866 г. и последовавшей за ней очередной волне махаджирства. Усиление национально-колониального гнета приводит новому восстанию в 1877 г., после которого 50 тыс. абхазов вынуждены были покинуть родную землю, а оставшиеся объявлены «виновным населением». После того как Абхазия практически обезлюдила, начался процесс ее заселения пришлым этническим элементом. Особенно активно переселяются в Абхазию грузины, число которых за два-три десятилетия XIX – нач. ХХ в. увеличилось более чем в десять раз. Именно с этого времени возникают притязания грузин на Абхазию.

После проведения в Абхазии крестьянской реформы (1870 г.), здесь стали формироваться капиталистические отношения. Однако они развивались крайне неравномерно и медленно, фактически лишь табаководство приносило изрядный доход.

В начале ХХ века начало развиваться курортное дело. Наиболее известным курортом стала созданная принцем А. П. Ольденбургским Гагрская климатическая станция, которая должна была стать фешенебельным курортом, в то время как Сочи – курортом для широких масс. Однако создание курорта привело к выделению Гагры из состава Сухумского округа и подчинению Сочинскому округу Черноморской губернии (декабрь 1904 г.).

Присоединение к России приводит к возрождению в Абхазии христианства. Реставрируются (к сожалению, очень часто некачественно) и строятся новые храмы и монастыри. Новоафонский монастырь (1875 – 1900) становится одним из главных духовных центров Кавказа.

Революция 1905 – 1907 гг. изменила отношение властей к абхазам. Ими было отмечено, что в бурных событиях, имевших место в Сухумском округе, наибольшую активность проявляли переселенцы из Грузии, в то время как коренное население оставалось в стороне от революционного движения. Абхазы считали революцию «грузинской» и не желали в ней участвовать. Видя подобную лояльность Николай II 27 апреля 1907 г. отменил «виновность» абхазского населения. Изменение политики по отношению к абхазом, содействовал их более активному включению в политическую, экономическую и культурную жизнь региона и страны в целом. Однако «возрождение» абхазов было нарушено начавшейся Первой Мировой войной и последовавшими затем революционными событиями.

После февральской революции 1917 г. абхазские общественные деятели взяли курс на союз с родственными горскими народами Кавказа. Представители этих народов создали Союз объеденных горцев Кавказа (СОГК), а затем Горскую республику. Абхазия была также среди учредителей Юго-Восточного Союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей (окт. 1917 г.), представитель Абхазии работал в правительстве ЮВС. Большинство населения Абхазии не поддержало Октябрьскую революцию и приход к власти в России большевиков. На первом съезде абхазского народа 8 ноября 1917 г. был избран Абхазский Народный Совет, который подтвердил, что Абхазия считает себя частью СОГК. Весной 1918 г. большевикам удалось установить Советскую власть почти на всей территории Абхазии, но она просуществовала менее полутора месяцев.

11 мая 1918 г. на Батумской мирной конференции Турция заявила о признании Горской республики, что, по мнению ряда ученых, является датой восстановления абхазской государственности. Воспользовавшись разгоравшейся Гражданской войной, делавшей невозможной оказание помощи со стороны Горской республики Абхазия в июне 1918 г. была оккупирована войсками Грузинской республики. Оккупанты устроили настоящий террор – убивали, арестовывали, грабили как отдельных лиц, так и целые уезды, и села. Поэтому установление Советской власти большинством населения Абхазии было встречено как освобождение от ненавистной меньшевистской власти.

Советская власть была установлена местными повстанческими отрядами при поддержке войск Красной Армии в феврале – марте 1921 г. ; марта был освобожден от меньшевиков Сухум. Власть в Абхазии перешла к Ревкому Абхазии во главе с Е. Эшба. Абхазские большевики сразу поставили вопрос о государственности Абхазии. 31 марта 1921 г. была провозглашена Советская Социалистическая Республика Абхазия. 21 мая 1921 г. Ревком Грузии признал независимость ССР Абхазии. Однако вскоре с подачи Сталина было принято решение об объединении Абхазии с Грузией. Несмотря на все попытки руководства Абхазии избежать этого (предлагалось включить Абхазии непосредственно в Закфедерацию в качестве четвертой республики), они были отвергнуты высшим партийным руководством страны. 16 декабря 1921 г. был заключен союзный договор между Грузией и Абхазией (ратифицирован на I Съезде Советов Абхазии 17 февраля 1922 г.).

С 1922 по 1931 г. Абхазия обладала уникальным статусом договорной Советской Социалистической республики. В отличии от автономных республик она имела свои герб и флаг, Конституцию, кодексы: уголовный, гражданский, земельный лесной и т.д. С укреплением личной власти Сталина в СССР, началось очередное наступление на государственность Абхазии. В феврале 1931 г. ССР Абхазии было преобразована в Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе Грузии. Был заметно сокращен государственный аппарат. Стихийным ответом на это стал т. н. Дурипшский сход, массовое выступление абхазских крестьян, проходившее, также под антиколхозными и антипартийными лозунгами (февраль 1931 г.).

Ситуация в Абхазии резко ухудшается после гибели бессменного руководителя республики (с 1922 г.) Н. А. Лакоба в Тбилиси после ужина с Л. П. Берия (28 декабря 1936 г.). Есть веские основания считать, что его отравили. После смерти Лакоба для Абхазии наступили «темные времена». Начались массовые репрессии, в результате которых тысячи человек были осуждены. Особенно сильно это ударило по абхазам, почти целиком потерявшую свою партийную, хозяйственную, научную и творческую интеллигенцию. Усиленными темпами проводилась политика грузинизации: абхазская письменность переводится на грузинскую графику (1938), начинается массовое переименование топонимики Абхазии на грузинский лад, абхазские школы переводятся на грузинский язык обучение (1945), происходит переселение нескольких десятков тысяч грузин в Абхазию, в результате чего они стали самой крупной этнической группой в республике. Апофеозом сталинско-бериевской политики в Абхазии стало объявление абхазов этнографической группой грузин (1949).

Население Абхазии, как и весь советский народ, участвовало в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. 55,5 тыс. жителей Абхазии участвовали в войне, 17,5 тыс. из них погибли. 22 война удостоены звания Героя Советского Союза, 3 полные кавалеры ордена Славы, тысячи награждены боевыми орденами и медалями. Вся экономика Абхазии была перестроена на военный лад. Санатории и дома отдыха были превращены в госпитали.

Собственно, на территории Абхазии боевые действия начались в августе 1942 г. когда фашистские войска в ходе битвы за Кавказ заняли горные перевалы. 27 августа 1942 г. было занято высокогорное село Псху, которое вскоре было освобождено (9 сентября). Горные перевалы были освобождены зимой после отступления немецких войск.

После смерти Сталина абхазам возвращаются право на собственную национальность и культуру, абхазская письменность переводится на русскую графику (1954). Однако полностью избежать диктата со стороны Тбилиси не удалось, хотя абхазский народ регулярно поднимался на борьбу против ущемления своих национальных прав со стороны Грузии. Массовые выступления абхазов проходили в 1957, 1967, 1978, 1989 гг.

Годы Советской власти Абхазия превратилась в промышленно-аграрную республику с высоким научным и культурным потенциалом. За достижения в области народного хозяйства она была награждена орденом Ленина, другими орденами.

Абхазия стала одним из любимых мест отдыха советских людей. Ежегодно здесь отдыхали миллионы людей.

В кон. 80-х гг. прошлого века в Грузии развивается национальное движение, которое принимает националистический характер. Это сильно осложняет обстановку в Абхазии, обострило межнациональные отношения. Началось разделение организаций, предприятий по национальному признаку, грузинская часть преподавателей и студентов покинули Абхазский университет. 15 – 16 июля 1989 г. произошли абхазо-грузинские столкновения в результате которых были убитые и раненые. 25 августа Верховный Совет Абхазской АССР принял «Декларацию о государственном суверенитете Абхазской АССР».

Резко обостряется ситуация после распада СССР. В январе 1992 г. в Тбилиси происходит государственный переворот, президент Грузии З. К. Гамсахурдия бежал в Чечню, а к власти пришел Гос. Совет Грузии, который вскоре возглавил Э. А. Шеварднадзе. В условиях отсутствия поддержки со стороны союзного центра, имея подавляющее преимущество в людях и вооружении руководство Грузии решилось на проведение военной операции против Абхазии, надеясь таким образом окончательно решить «абхазский вопрос». Все попытки руководства Абхазии наладить взаимодействие, заключить письменные договоренности, остались без ответа.

14 августа 1992 г. войска Госсовета Грузии вторглись на территорию Абхазии. Председатель Верховного Совета Абхазии В. Г. Ардзинба призвал население к сопротивлению и обратился к мировому сообществу и всем людям доброй воли за помощью. Так началась Отечественная война 1992 – 1993 гг. Значительная часть Абхазии была оккупирована. Центрами сопротивления стали Гудаута, куда перебралось законное правительство Абхазии и Ткуарчал, ставшие впоследствии Городами-Героями. Большую помощь оказали многочисленные добровольцы с Северного Кавказа, казаки, потомки махаджиров и многие-многие другие, которые влились в состав вооруженных сил Абхазии, что позволило начать освобождение Абхазии. 2 октября 1992 г. была освобождена Гагра, 6 октября абхазские войска вышли на границу с Российской Федерацией на р. Псоу. 14 декабря 1992 г. над с. Лата был сбит вертолет с беженцами из Ткуарчала, погибло свыше 80 человек, в основном женщины и дети. После ряда попыток взять Сухум (в январе, марте и июле 1993 г.), 16 сентября началось последняя операция по освобождению столицы. 27 сентября 1993 г. Сухум был освобожден. 30 сентября абхазские войска вышли к границе с Грузией на р. Ингур. Отечественная война завершилась. Лишь верхняя часть Кодорского ущелья находилась под контролем грузинских властей и была освобождена в ходе «Августовской войны» 2008 г. Война привела к тяжелейшим последствиям. Оккупационные войска творили физический и культурный геноцид абхазского и иного негрузинского населения Абхазии. В ходе боев сложили головы до трех тысяч бойцов и командиров абхазской армии, представители десятков национальностей. Война нанесла огромный экономический ущерб – который составил свыше 11 млрд. долларов. В тоже время большая часть грузинского населения, активно сотрудничавшая с оккупационным режимом, покинула Абхазию.

Тяжелейшие последствия войны, еще больше усилились в послевоенное время, когда с подачи Грузии против Абхазии были введены санкции. Тем не менее 26 ноября 1994 г. была принята Конституция независимой Абхазии. В тот же день Президентом Абхазии был избран Председатель Верховного Совета, общенациональный лидер В. Г. Ардзинба. Лишь после прихода к власти В. В. Путина санкции против Абхазии постепенно снимались, окончательно они были отменены после признания Российской Федерацией независимости Абхазии. 26 августа 2008 г. Президент России Д. А. Медведев заявил о признании Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств. Независимость Абхазии признали еще несколько государств (Никарагуа, Венесуэла и др.).

С начала 2000-х г. увеличивается поток туристов отдыхающих или посещающих Абхазию. Гагра, Пицунда, Новый Афон, Сухум вновь становятся популярными курортными объектами.

 

Автор статьи кандидат исторических наук С.Ш. Салакая